Педагогическое мастерство педагога
«Педагогическое мастерство – это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение». А.С.Макаренко
«Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития ребёнка». Л.А.Байкова
Критерии педагогического мастерства – это отличительные признаки, которые могут быть использованы как мерила оценки педагогического мастерства:
-сфорсированность творческих педагогических качеств,
-овладение современными педагогическими технологиями,
-психолого-педагогическую информированность педагога,
-культура педагогического общения.
Обобщив вышеперечисленные подходы, можно сделать вывод – критериями оценки педагогического мастерства должны являться:
-целостность профессиональной деятельности (по направленности);
-продуктивность деятельности (результат, уровень знаний, воспитанность учащихся);
-оптимальность в выборе средств, методов и приёмов;
-творчество (по содержанию деятельности).
Уровни педагогического мастерства
1.Уровень – педагогическая умелость.
2.Уровень – педагогическое мастерство.
3.Уровень – педагогическое творчество.
4.Уровень – педагогическое новаторство.
«Учитель, если он честен, учится всю жизнь», - писал Максим Горький.
«Учитель до тех пор учитель, пока сам учится», - отмечал М.И.Калинин.
Внешний рост:
-Организация МО в УО,
-Курсы повышения квалификации.
Внутренний рост (сам педагог):
-Самообразование.
-Самовоспитание.
-Саморазвитие.
-Изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение учебных занятий, мероприятий, работа в группах, мастер-классы.
-Самоанализ.
-Укрепление гуманистической позиции.
-Поиск нестандартных решений, импровизация
-Тренировка себя на переключение позиций, ролей.
«Настоящий педагог это кристально-прозрачное, чистое стекло, через которое учащийся смотрит на жизнь…», - говорил В.А.Сухомлинский.
Положительные качества педагога: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда .
Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе: человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.
С позиций самоэффективности педагогической деятельности ее ограничениями становятся следующие качества преподавателя:
- личностные: психологическая закомплексованность, низкая самодостаточность, повышенная эмоциональная возбудимость, неустойчивость внимания, различные фобии;
- деловые: неорганизованность, недисциплинированность, методическая неподготовленность к учебным занятиям, незнание или слабое владение навыками педагогической техники, отсутствие в лекциях логических, межпредметных связей, стремления к повышению профессионального мастерства;
- поведенческие: низкий уровень коммуникативной культуры, отсутствие в работе педагогики сотрудничества, некорректное поведение со студентами и коллегами, демонстрация всезнайства, акцентирование внимания студентов на своих личных проблемах (перегруженность учебными занятиями, низкая зарплата, семейные проблемы ит.п.), пренебрежение нормами педагогического взаимодействия;
- психофизиологические: неритмичность психофизиологических функций в зависимости от расписания учебных занятий дневной и очно-заочной форм обучения, несовпадение физических функций и динамики умственной работы преподавателя с режимом работы, несоответствие особенностей темперамента с требованиями профессиограммы, несовпадение биологических ритмов с режимом труда и отдыха.
Профессионально-педагогическая культура преподавателя – это мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
Коммуникативная культура – это совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств педагога.
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающих:
1.Творческое мышление.
2.Культуру речевого действия.
3.Культуру самонастройки на общения и регуляцию своего состояния.
4.Культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению.
5.Культуру эмоций.
Профессиональная деятельность требует от педагога не только учета индивидуальных особенностей обучаемых, но и проявления собственной индивидуальности.
Индивидуальный стиль работы, безусловно, отражает особенности характера педагога. На практике встречаются преподаватели жесткие и мягкие, открытые и сдержанные, коммуникабельные и достаточно замкнутые. Все это непосредственно влияет на взаимоотношения с обучаемыми.
Культура внешнего вида педагога.
На внешний облик педагога оказывает влияние культура его внешнего вида, который в значительной степени зависит от уровня его общей культуры и эмоционального состояния. Внешний вид педагога как средство воздействия на обучаемых включает: осанку, походку, позу, одежду, а также выразительность движений, мимики, жестов.
Основными требованиями к внешнему виду педагога являются: эстетическая привлекательность, чувство меры, соответствие условиям деятельности.
Педагогическая техника относится к средствам выразительного воздействия при решении разнообразных задач обучения и воспитания; ее следует рассматривать как одно из слагаемых педагогической технологии.
Хочешь привести страну в порядок?
Наведи порядок в провинциях
Хочешь, чтобы был порядок в провинциях?
Наведи порядок в городах.
Хочешь привести в порядок города?
Наведи порядок в семьях.
Хочешь навести порядок в семьях?
А.М. Горький в своих трудах подчеркивал, что и «маленькая победа над собой делает человека намного сильнее».
|